МОУ СОШ с. Варваровка. Ресурсный центр
художественно-эстетического воспитани
«Цель образования – питать ум, воспитывать чувства; развивать речь, облагораживать душу». (С. А. Венгеров.)
Ученый называл ум и чувство факторами среднего образования и отмечал: «Но только, нет надобности, из этого делать спор, что важнее – ум или чувство. Равно важно обогащать и ум, и чувство». А нужно ли определенно разделить круг изучаемых в школе предметов на такие, которые питают ум учащегося, и такие, которые воспитывают его чувство, и соответственно такому разделению вести преподавание? Как актуально звучат слова методиста сейчас, в сегодняшней школе XXI века!
Не секрет, что самые важные годы своей жизни человек проводит в школе, ведь школа – это маленькая модель большого мира. В школе не учатся – в ней живут. Постигают добро и зло, учатся верить и надеяться. Узнают, чтобы задуматься. Строят свои храмы науки и надежды, каждый в соответствии со своим ростом и фантазией. В школе не работают – в ней или творят, или мучаются. Школа любит и принимает всех.
Какой должна быть современная школа, чтобы в ней жили, творили и надеялись? Надеялись на лучшее и ученики, и педагоги…
Задачи современного образования определяются своеобразием общекультурной ситуации в современном обществе, проявляющимся кризисом между культурой и образованием. На смену знание центрической школе приходит школа культуро - центрическая. Ее цель – воспитание человека, интегрированного в современную культуру. В статье 14 «Закона об образовании» указывается на то, что содержание образования должно быть ориентировано, кроме всего прочего, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее социализации. Культурная компетентность учащегося, таким образом, является определяющей стороной становления и развития самосознания личности. В связи с этим меняется и содержание образования, и структура учебных предметов, и методы и приемы, ориентированные на созидание культурообразной школы.
В школе существует целый ряд предметов, предполагающих культурологическую направленность: литература, история, МХК, основы православной культуры. Культурологическое образование реализуется в интеграции содержания этих курсов. Изучая на уроках историю, литературу, музыку, изобразительное искусство определенной культуры, ученик «погружается» в нее: в ее логику, смыслы, образы.
Учителя на занятиях стараются не только дать определенный учебный материал, но и ввести в урок элементы театрализации, инсценирования, задания творческого и игрового характера, такие формы работы учат детей творчеству, развивают эстетический вкус.
На каждом уроке, не смотря на специфику учебных предметов, будь это математика или иностранный язык, география или литература, учителя думают об обогащении ума и взращивании эстетических чувств прекрасного и доброго в душах наших школьников, тем более что новые ФГОС нацелены на метапредметность в образовательном процессе.
Содержание программы народного и декоративно-прикладного искусства (уроки рисования) нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
В учебный план включён предмет графический дизайн. Он представляет собой промышленную графику, различные оформительские изобразительные и шрифтовые работы, витражи. Конечно же, не все наши выпускники связывают свою дальнейшую жизнь с искусством. Уроки, мероприятия, проводимые в школе, развивают воображение детей, творчество, полученные художественно-эстетические знания становятся частью их личной культуры. А это ли не главное в современном воспитании и образовании?
Но все же ведущее место в культурном образовании школьников отводится внеурочной деятельности. Нам повезло, потому что на базе школы создан культурно-эстетический центр, объединяющий в себе и школу, и центр внеклассной работы, и Детскую школу искусств. Произошла интеграция дополнительного и общего образования, дающая возможность развивать наших детей, приобщить к прекрасному. У ребят есть уникальная возможность выбрать дело по душе в широком спектре творческих направлений.
Работа ресурсного центра художественно – эстетического направления осуществляется на основе интеграции общего и дополнительного образования детей. Соблюдаются следующие принципы:
Принцип непрерывности
Принцип системности
Принцип индивидуализации
Принцип деятельностного подхода.
Принцип творчества.
Принцип разновозрастного единства.
Принцип открытости
Совместная работа школы, семьи, ЦВР, сельской библиотеки, центра культуры и досуга, направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его и творческих и образовательных потребностей. До 8 часов вечера не смолкают голоса ребят. Они заняты любимым делом. По субботам приезжают ребята из школы села Трудовое познавать азы искусства рисования, в прошлые годы и танца. На базе школы проходят областные, районные, кустовые семинары, где учителя вместе с учениками показывают своё мастерство (открытые уроки, мастер классы) (приложение презентация) В светлом и просторном фойе школы в течение года работает картинная галерея, где высталяются работы и учащихся школы и воспитанников изостудии «Сувенир»
Как считают педагоги нашей школы, у каждого ребёнка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Среди учащихся есть дети, которых можно назвать одарёнными. В школе создан и пополняется банк данных «Одарённые дети» По результатам мониторинга видно, что среди одарённых учеников школы лидирует художественный тип. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Учитель видит эти способности, содействует их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления заботится о том, чтобы такой ребёнок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.
Наши ученики не рождаются талантливыми. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с ними. Этому надо учить их, учиться самим, понимать и любить наших ребят, любить в ребенке человека, тогда появится вдохновение, так нужное нам, людям творческой профессии.
Творческий потенциал педагогов нашей школы, их профессиональная компетентность, личностные качества, интерес к инновационной деятельности, творчеству, стремление к самосовершенствованию позволяют найти новые подходы к организации образовательного процесса. А какие педагогические советы, дни методических идей проходят в школе! За день можно увидеть порядка 10 открытых уроков, мастер –классов.
Наши учителя- опытные, успешные педагоги-практики, люди творческие, талантливые, с ярко выраженной индивидуальностью и характером. Существует такое ядро, крепкое ядро педагогов - стажистов. Значительные успехи и результативность педагогов и их учеников определяется наличием у них педагогической системы и своего стиля.